Ещё

Телеэкскурсия «Пешком» — возможность увидеть родной город глазами столичного экскурсовода

Поделиться
Класснуть
Отправить

18 марта на телеканале «Культура» показали авторскую программу Михаила Жебрака «Пешком...» о Смоленске. В 25-минутной экскурсии рассказывают понемногу о его истории, архитектуре, музеях и жителях, вспоминают интересные, но мало известные факты, и показывают его с неожиданных, даже для коренных смолян, ракурсов.

Рассказ начинается с главной достопримечательности.

«Смоленская крепость – древнейшая в России. Она сложена ещё при Борисе Годунове».

Крепостные стены – «лейтмотив Смоленска, они вписаны в каждый городской вид. Городское училище словно возникает из стены и повторяет формой крепостные башни» (сейчас в здании расположен музей).

Эффектными зданиями Михаил Жебрак назвал строения 2 пол. XIX века: «С мешаниной разностильных деталей на фасадах, ступенчатыми фронтонами и неизменными зубцами на кровле. Ну куда в Смоленске без крепостной архитектуры?». Её можно разглядеть в здании Реального училища, где нынче располагается Художественная галерея. И даже в советском детище — бывший кинотеатр «Октябрь» украшен не только классической колоннадой, но и четырьмя угловыми башенками с узкими окнами-бойницами.

Только вглядитесь, и вы увидите, что наши культурные учреждения и впрямь похожи на неприступную крепость.

Справедливости ради, надо заметить, что «башни» старейшего смоленского кинотеатра, в которых находились кассы и винтовые «лестницы без ступеней» на второй этаж, — это стандартный элемент типовых синематографов, построенных по проектам архитектора Виктора Петровича Калмыкова. Однако, именно наш «Октябрь» получился приземистым и нахохлившимся, словно он и впрямь находится на осадном положении. А те, кто был внутри, могли ещё больше проникнуться военной атмосферой, рассматривая настенную роспись, посвящённую двум Отечественным войнам.

Михаил Жебрак напомнил о самой долгой осаде в истории России — осаде Смоленска Польским королём в 1609–1611 годах: «Город героически держался два года. И только когда способных держать оружие осталось 200 человек, город пал». Упомянута была и трагическая гибель оставшихся в живых. Когда поляки приблизились к Соборному холму, смоляне взорвали пороховые склады в подвалах Успенского собора, уничтожив не только взрывчатку, но и мирян, укрывшихся там от неприятеля, а также часть захватчиков и верхнюю половину прекраснейшего древнего собора с его куполами.

Ведущий рассказал о том, как Собор был отстроен заново, о его великолепном резном иконостасе, которым можно полюбоваться и сегодня, и о том, что только ради этой красоты стоит посетить Смоленск.

Приятно, что в программе упомянуты два интересных старинных храма. Они стоят бок о бок, словно братья-богатыри, возле ж/д и авто- вокзалов, встречая и провожая всех.

Церковь Петра и Павла была построена в 12 веке на загородном княжеском дворе на правом берегу Днепра, тогда как основная часть города лежала на левом (в наше время здесь находится наибольший по площади и протяжённости Заднепровский район Смоленска, до сих пор оставшийся наименее заселённым). Этот прекрасный образец древнерусского зодчества сложен из особого узкого кирпича – плинфы. А история его реставрации после ВОВ — удивительный образец самоотверженности реставратора Барановского и жителей в который раз разрушенного города.

А вы знали, что соседний храм, на самом деле, — это бывший дворец? Да-да, дворец католического архиепископа! И построили его поляки после взятия Смоленска.

Автор передачи познакомился с самым необычным памятником Смоленска Благодарная Россия — Героям 1812 года: «Мы привыкли, что военные памятники пафосные и прямолинейные, а здесь — живая сцена».

Впрочем, город «памятен не только былыми сражениями. Он отличается особым характером жителей – обстоятельных, неунывающих созидателей». Михаил Жебрак обратил внимание на красивейшие дома Энгельгардта (ныне Дворец бракосочетаний) и купца Павлова («Дом книги»). Рассказал о княгине Тенишевой и двух её портретах: любимом, кисти Коровина, и нелюбимом – Репина, которые выставлены в Художественной галерее. Репин, дескать, испортил портрет жемчужным ожерельем, перерисованным фоном и партитурой, которую он «вложил» в руку Тенишевой.

Вместе с ведущим зрители побывали в музее скульптуры им. Конёнкова. Кстати, скульптор сам подбирал здание для музея своего имени — это ещё один особняк Энгельгардта. Здесь хранятся почти 100 работ мастера. В смоленской коллекции «удивительный шагающий Маяковский, Ленин, Толстой, Суриков... Главное открытие – скульптура, которую мастер вырезал в 90 лет, поцеловал и отправил в Смоленск. Это автопортрет».

Михаил Жебрак отметил, что «Смоленску повезло со скульпторами» и рассказал об интересных памятниках: скульптору Микешину – «человеку с тортом», поэту Твардовскому и его герою Тёркину, а также зодчему Смоленской крепости Фёдору Коню. Простим ведущему его оговорку, что памятник Ф. Коню был установлен в 1981 году. Конечно же, в 1991.

В программе прозвучали стихи Твардовского и проза Васильева, наших известных земляков-литераторов.

Хочется поблагодарить ведущего за его интерес к Смоленщине и то тепло, с которым он говорил об утопающем в сугробах холодном Смоленске. Это замечательный повод ещё раз окунуться в прошлое города и задуматься о его настоящем, пройдясь по знакомым и незнакомым улицам... Пешком...

В качестве иллюстраций использованы кадры из программы «Пешком... Смоленск пограничный», которую можно посмотреть на сайте телеканала «Культура»

Текст Ольга Улита (Gorod67. biz)

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.