Ещё

Камерный театр остаётся камерным

Поделиться
Класснуть
Отправить

1 апреля Смоленскому Камерному театру исполнится 28 лет. Предыдущий День рождения театра был отмечен кадровыми перестановками, директором назначили Оксану Александровну Неклюдову (бывший руководитель Смоленской областной филармонии), а художественный руководитель театра Николай Петрович Парасич покинул должность, которую он занимал 16 лет.

В нынешнем сезоне главным режиссёром Камерного театра стала Елена Николаевна Янышева. В беседе с ней мы постараемся узнать об её режиссёрских взглядах, премьерах сезона, творческих планах и судьбе театра.

Фото с сайта Смоленского Камерного театра

Биографическая справка: Елена Николаевна Янышева родилась в Нижнем Тагиле. Училась в Екатеринбургском Государственном театральном институте по специальности «Режиссура театра». Работала режиссёром в Камерном театре (г. Смоленск), театре «Волхонка» (г. Екатеринбург), главным режиссёром театра «Вымысел» (г. Верхний Уфалей), режиссёром в «Муниципальном Молодёжном театре» (г. Нижний Тагил). Осуществила много ярких успешных постановок, отмеченные зрителями и театральными критиками. С сентября 2016 года главный режиссер СКТ.

– С чего началась Ваша работа со Смоленским Камерным театром в 2000 году?

– Прежде всего, надо сказать большое спасибо Николаю Петровичу Парасичу, который тогда взял меня в театр без опыта работы и поверил в меня. Я работала вторым режиссёром, были поставлены хорошие спектакли, например, «Сиреневое платье Валентины», «О чём пел соловей?», которые имели успех, и очень долго шли на сцене, даже после того, как я уехала. А так же очень неоднозначный спектакль «Жан и Жюли» по Стринбергу. Потом уехала на Урал, сейчас вернулась уже в качестве главного режиссёра.

– Камерный театр поменялся за годы Вашего отсутствия?

– Нет, он очень поменялся сейчас. Пришёл новый человек – директор Оксана Неклюдова. Она деятельный, хороший менеджер, ею многое сделано для театра. Изменился внешний облик театра и кое-что внутри (фасад и фойе). Появилось много премьерных спектаклей.

Премьеры всегда неожиданны: и в письмах, и в событиях

Андрей Шанин – второй режиссёр (он заканчивает сейчас ГИТИС) – осенью поставил спектакль «Кто ожидал?» по Островскому.

– Такое говорящее название для открытия сезона. Невольно вспоминаются прошлогодние весенние события в театре.

– Когда я приехала, этот спектакль уже был. Его сделали без меня, ещё в прошлом сезоне. Но мы тоже смеялись, что получился такой невольный каламбур. А я поставила в сентябре «Письма счастья, или Когда зацветут деревья» по пьесе Касона.

- Это Ваша первая постановка в качестве главного режиссёра Камерного театра. Она в какой-то степени программная? Что Вы хотите показывать на сцене: иллюзорную, приукрашенную реальность или правду, не исключая тёмные стороны жизни?

– Театр – это иллюзия. Иллюзия – это наша профессия. «Сеять волнение и иллюзии – такое же достойное занятие, как и сеять хлеб. Разве Вы сомневаетесь?» - говорит один из героев в «Письмах счастья». В пьесе происходит столкновение искусства и реальной жизни, и реальность побеждает. А тёмные стороны – это неотъемлемая часть жизни. Светлое и тёмное – всё переплетено. И во все времена были проблемы во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, внутренние конфликты героев.

– Но сейчас в афише театра нет современных драматургов с радикальными пьесами, кроме театрализованной читки «Dawn way».

– Боюсь, меня не поняли бы, если б я сразу приехала в Смоленск с радикальной пьесой. Я выбрала « Письма счастья» за лиричную историю, чтобы посмотреть, что скажет зритель. Вполне понятная позиция.

К моим спектаклям всегда неоднозначное отношение. Я люблю, чтобы всё звучало достаточно остро, было интересно, своеобразно, даже несколько радикально. Я считаю, что какие-то скандальные, экспериментальные и необычные вещи привлекут зрителей в театр. Чем больше разговоров и споров, тем активней жизнь в театре и вокруг, тем больше зрителей. А вот если после спектакля нечего обсудить, если ушёл и забыл, значит всё тухло.

Я не думаю, что всем нравится моё творчество. Но полагаю, все знали, какие у меня спектакли, когда меня приглашали. К тому же у зрителя всегда есть выбор. Существует масса других спектаклей, и в нашем театре и в остальных.

В марте у нас была премьера спектакля Андрея Шанина «Счастливое событие», это абсурд по пьесе С. Мрожека.

– Этот спектакль должен был появиться в репертуаре театра ещё в прошлом году, но Николай Петрович отменил премьеру, в связи с уходом с должности.

– Да, но Андрей Шанин сделал всё совершенно по-другому, и спектакль получился интересным.

– Николай Петрович приходил на премьеру?

– Нет. Только его жена.

Новые формы: клоунадная классика-пластика и эскиз дороги от Бога к Дьяволу

– Мы осваиваем новые формы. Балетмейстер-постановщик театра Александра Иванова делает свои пластические спектакли. В прошлом сезоне была «Шинель» по Гоголю. Спектакль ездил на фестиваль, получил много положительных отзывов, дипломы. Их пригласили на гастроли в Германию будущей осенью. 31 марта будет премьера ещё одного пластического спектакля – «12 стульев» по Ильфу и Петрову.

– И снова классика.

– Это выбор Александры Ивановой. Ей было очень интересно сделать из «12 стульев» пластический спектакль. Такая клоунадная пластика.

Ещё одна новая форма для зрителей и артистов – театрализованная читка для зрителей «Dawn way. Дорога вниз без остановок» по пьесе Олега Богаева (прошла 16 марта).

Биографическая справка: Олег Анатольевич Богаев — российский драматург, доцент кафедры истории искусств Екатеринбургского государственного театрального института. С августа 2010 года главный редактор журнала «Урал».

Я не знала, как её воспримет публика. Наша задача была – познакомить зрителей с современной драматургией. Это эскиз спектакля, актёры читали с листа. Была живая музыка, мы пригласили группу «Ladi MacBad». И я хочу обратиться к зрителям: если Вам понравилась такая форма, мы сделаем ещё что-нибудь в этом формате, если понравилась пьеса «Dawn way», мы сделаем из неё спектакль.

Фото с сайта Смоленского Камерного театра

У нас обязательно будет постановка к 9 мая, но не спектакль, а литературно-музыкальная композиция.

Кошки-мышки на сцене

– Для детей я поставила «Необычайные приключения кота Леопольда». Получился очень весёлый искромётный спектакль. Премьера была на Новый год, и кот Леопольд у нас Новый год праздновал. А теперь Леопольд празднует в спектакле свой День рождения.

Дело в том, что когда Николай Петрович и его жена ушли (а они играли возрастные роли), театр остался почти без репертуара. С возрастными артистами у нас проблематично. Пришлось быстро ставить новые спектакли. Мы старались, чтобы это было не в ущерб качеству. Но, конечно, сложно так много спектаклей одновременно делать. Зато теперь репертуар более или менее наполнен. В этом году у нас получились одни комедии, так что в следующем сезоне премьеры будут – драмы и трагедии, чтобы репертуар был разнообразным.

– Как Вам работается с молодёжью: актёрами, зрителями?

– Мне всегда приятно работать с молодёжью. Люди стараются, растут, стремятся сделать лучше. Не всё ещё получается, но мы движемся.

Камерный гость: мы не знаем, за что мы любим, но любимых не можем забыть

– Год назад в связи с административными изменениями в руководстве театра было много шума. Помнится, тогда боялись массовых увольнений, опошления репертуара, потери здания кинотеатра, и даже говорили, что театру уже не быть. Сейчас уже можно подводить первые итоги: театр стоит, актёры играют, репертуар растёт. Скажите, сбылась ли заветная мечта администрации, чтобы театр самоокупался? Театр стал больше зарабатывать?

– Да, конечно.

– Вам, как главному режиссёру, это важно? Поэтому что зрителю, наверное, не очень важно, окупается театр или нет.

– Это для любого театра важно. Больше денег, больше получают артисты, у них более довольные лица, они веселее репетируют.

– Кстати, об актёрах. В Камерный театр приехала молодая актриса Анна Давлетшина. Она работала с Вами в театре «Вымысел» (г. Верхний Уфалей) и играла в «Вашем спектакле «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Это Вы её пригласили?

– Нет. Она сама захотела приехать, так как ей понравилось работать со мной. Вернулась в театр интересная актриса Надежда Трапезникова (г. Пермь, театр «У моста»), а так же Маргарита Воронина, работавшая когда-то в Камерном.

«Письма счастья»: Бальбоа – Александр Кокшаров, Марта-Изабелла -– Анна Давлетшина

– А Вам с какими актёрами нравится работать?

– С актёрами, которые умеют думать, предлагают варианты исполнения своей задачи, активно принимают участие в творческом процессе. Хорошо, если при этом актёр исполнительный, ответственный, дисциплинированный и не капризный. Самое мерзкое – это люди со звёздной болезнью, которая обычно ими не осознаётся. Совершенно невозможно работать.

– Какие качества привлекают Вас в персонажах?

– Я люблю персонажей рефлексирующих, которые размышляют, мучаются, переживают, сомневаются, с большой палитрой чувств.

– А в жизни? Какие качества Вы цените в людях?

– Простые человеческие добродетели. Ценю способность человека взглянуть не стереотипно на ситуацию, на мир, на произведение искусства. Умение заглянуть вглубь и увидеть суть. Потому что очень часто истина прикрыта чем-то другим и выглядит иначе. Белое кажется чёрным, чёрное кажется белым, и многие люди воспринимают это однозначно, не пытаясь осмыслить и разобраться.

– Ваши любимые моменты в работе.

– Самое начало! Когда мы только собираемся, начинаем читать новую пьесу и ещё не знаем, что ожидает впереди. Предчувствие чего-то нового, интересного всегда приятно будоражит и радует.

Фото с сайта Смоленского Камерного театра

– Вы можете назвать режиссёров или постановки, которые произвели на Вас впечатление?

– Из недавних постановок мне понравился спектакль Туминаса «Ветер шумит в тополях».

Биографическая справка: Римас Владимирович Туминас советский литовский и российский театральный режиссёр. С 2007 года художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова.

Два года назад в Литве в городе Друскининкай проходила режиссёрская лаборатория, где мастером был Римас Туминас. Было приятно пообщаться с таким известным режиссёром. Не все его спектакли мне нравятся, но именно этот зацепил. А вообще я за любые эксперименты. Считаю, что зрителей нужно удивлять, и что умного зрителя трудно чем-то обидеть, оскорбить. А ханжество – свидетельство какой-то недалёкости. Хотя, конечно, всему есть предел. Какие-то я совершенно не приемлю.

– Вы работали с классикой?

– Я ставила «О чём пел соловей?» по рассказам Зощенко в Камерном театре. Делала арт-проект по лирике Блока: там был отрывок из его пьесы «Незнакомка» и много стихотворений. Я сама писала сценарий. Сначала хотела, чтобы звучала одна поэзия, но потом подумала, что это будет сложно для восприятия, и добавила прозу его жизни. В «Сиреневом платье Валентины» звучали стихи Цветаевой. Мне интересен Серебряный век, и я всегда к нему возвращаюсь.

– А современная драматургия?

– Ой, я очень люблю современную драматургию! Сейчас много интересных пьес, хороших авторов, читаешь – и глаза разбегаются. Хотя и много всякой ерунды.

– Вы ставите спектакли очень разных авторов, из разных стран и эпох. Что Вам интереснее показывать: что-то индивидуальное, отличающее их от нас, или что-то родное и близкое всем?

– Конечно, лучше близкое. Всех интересуют они сами, чего греха таить. Надо увидеть то, что близко и актуально для зрителей, чтобы это цепляло. Всегда нужно думать, кому и что ты показываешь, озадачиться, какой перед тобой зритель, и протянуть ему руку. Режиссёр ведь не для себя и своих друзей ставит. Хотя я видела такие спектакли и не понимаю этого… Но публика всякая есть. Совсем опускаться и быть примитивным тоже нельзя. Нужно быть всегда немножко выше своего зрителя.

– А сильно отличается Урал от Смоленска: театры, зрители, театральная интеллигенция?

Елена: - На Урале более суровая архитектура, урбанистические пейзажи. Смоленск – древний город, церкви, открытое пространство. А там заводы, трубы, тайга, Урал.

Фото с ресурса Яндекс.Картинки

Я привыкла, потому что я там почти всю жизнь живу. Но ощущения совершенно другие. Это и на людях сказывается. Первый раз, когда приехала в Смоленск, меня спрашивали: «У Вас что-то случилось?», «Нет», «А почему такое суровое выражение лица?». Мне кажется, там люди более суровые в общей массе. Здесь люди более открытые, более разговорчивые. Конечно, и интеллигенция, и народ отличаются. Но театры, по большому счёту, очень похожи. Самые большие проблемы бывают именно в сфере человеческих взаимоотношений. Артисты везде сложные, у всех свои проблемы, свои заморочки. Театральная деятельность очень специфическая. Здесь невозможно без эмоционального подключения. У нас нельзя, как на заводе: пришёл, включил станок, отработал, выключил станок, ушёл и забыл. Театр – это непрерывный процесс.

– Хотелось бы Вам поработать со смоленскими авторами или поставить спектакль о нашем городе?

– Смоленские поэты провели на сцене Камерного театра поэтический вечер к 8 марта «Чтоб образ твой жил в небесах». Они выразили желание ещё как-то себя проявить, надарили мне книжек. Теперь буду читать и думать.

– Какие сейчас отношения Камерного театра с властью? Как Вам работается в тандеме с директором?

– Решение финансовых, административных и хозяйственных проблем – это не моё. Я рада, что этим занимаются другие люди. А отношения с властью у художников во все времена были сложными. Я человек эмоциональный, но всегда пытаюсь находить с людьми общий язык. Директор старается всё делать для театра, и я в этом её поддерживаю.

– Какой Вы видите творческую политику Камерного театра?

– Конечно я буду поддерживать традицию классического театра. Репертуар будет состоять в основном из классических произведений. Нашей целью является пропаганда высоких нравственных идеалов красивым литературным языком.

– Мы благодарим Елену Николаевну Янышеву, за её ответы и постановки, желаем ей и театру творческих успехов, чтобы их спектакли были незабываемыми, но зрители приходили бы на них снова и снова. Потому что любимых – не забывают.

Беседовала Ольга Улита (Gorod67.biz)

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.