Ещё

Бог не даёт нам сразу узнать все наши слабости

Поделиться
Класснуть
Отправить

Интервью с Отцом Владиславом, настоятелем Храма в честь Воскресения Христова в Катыни

– Отец Владислав, расскажите, пожалуйста, о духовной цели поста.

– Господь говорит нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Человек, уверовавший в Бога, должен добровольно взять на себя определённые страдания – крест. Прежде всего, это воздержание от того, что отвлекает нас от Бога. В основном, это страсти человеческие, возникшие в результате грехопадения. Например, человеку надо питаться для того, чтобы жить, и пища кажется ему приятной – это естественно, но человек может превратить эту потребность в страсть объедения. Влечение к противоположному полу – тоже естественно и дано Богом для размножения, но человек может превратить его в страсть блуда. Нередко одна страсть тянет за собой другую. Винопитие и чревообъедение – часто ключ ко всем остальным грехам. Поэтому мы добровольно укрощаем в себе страсти и стараемся не допускать их даже в мыслях.

Быть верующим – это не только верить в Бога, это ещё и быть верным Ему. Дьявол тоже верит в Бога, он ведь о Нём прекрасно знает. Но дьявола нельзя назвать верующим, ибо он Богу не верен. Пост – это особое время для христианина, когда даже то, что мы позволяли себе в еде, поступках, увеселениях в обычные дни, может оказаться под запретом. Начинается пост с того, с чего согрешил человек: человек вкусил запретный плод. Заповедь поста «Не вкушай». Главным образом это относится к определённым видам пищи.

– Адама и Еву за нарушение этой заповеди – вкушение запретного – изгнали из Рая. Мы тоже поддаёмся искушению и вкушаем запретное. Значит, и мы не достойны Рая?

– Человек лишился Рая за одно прегрешение. Но Иисус взял на себя все наши грехи и искупил их. Благодаря Ему, мы можем приблизиться к Богу и получить Его Благодать. Конечно, при условии, что мы сами хотим от грехов избавиться. Но состояния Благодати невозможно достичь без смирения, без плача за свои грехи и покаяния. Человек, который понимает: что он добровольно идёт за Христом – счастлив. Человек, который бросает свой крест, забывает о нём, легко сбивается с пути и начинает идти за дьяволом. Пост – время великих возможностей. Нужно укротить чрево, чтобы стать восприимчивей к духовному, и усиленно молиться. Тогда человек начинает видеть больше своих страстей, осознавать степень своего падения, каяться, бороться со страстями, смирять свой гнев и гордыню, прощать других. Человек мудреет, поднимается на ступеньку выше по лестнице добродетели и, подходя к Пасхе, становится ближе к Христу. Вот основной смысл Поста.

– Некоторые люди жалуются, что постная пища обходится им дороже обычного рациона. Уж больно дороги у нас в это время года овощи и фрукты, а всякие кальмары, креветки и прочие морепродукты – тем более.

– Монастырский устав «Типикон», в котором прописана постная трапеза, писался, в Греции, там совершенно другой климат, круглый год тепло и много фруктов и растительной пищи. Возьмите для поста российские овощи, соленья, крупы, макароны, хлеб. В наших широтах вполне допустимо есть рыбу, особенно людям, которые выполняют тяжёлую физическую работу. Бог знает, в каких условиях ты спасаешься. Но важно не превращать пост в диету, ведь постной пищей тоже можно объесться, и это уже не будет постом. Человек должен получать только необходимое для своего существования. Если мы не испытываем голода, мы не постимся, мы просто сидим на диете, исключив из рациона некоторые виды пищи. А поститься на омарах, белой рыбе и прочих деликатесах – это ненужная роскошь. Нужно знать меру поста.

– Можно пресытиться любым деликатесом, а можно насытиться куском хлеба. Пост – такое состояние, что даже обычная еда может стать соблазном. Сатана искушал Иисуса в пустыне простым хлебом.

– Пост – это добровольный вызов искушений. Во время поста мы бросаем вызов Сатане, а это сильный враг, и мы познаём свою человеческую слабость в борьбе с ним. Господь наш Иисус Христос Сатану победил в этих искушениях. А обычный человек, без помощи Бога, не в силах победить. Мы просим Господа очистить нас, ибо не можем сделать этого сами, даже имея желание, волю, решимость. Молитва, участие в таинствах, посещение церкви – всё это поддерживает нас. А пост без молитвы – это диета.

– Иисус Христос, Моисей, пророк Илия – каждый из них постился 40 дней в пустыне, в полном уединении. Монахи постятся и молятся всем монастырём, поддерживая друг друга, наставляемые святым отцом. А что можно посоветовать тем, кто постится в миру, полном соблазнов?

– Ограничить увеселения: телевизор, интернет, музыку, дискотеки, тусовки, корпоративы. Ваша цель сейчас не в том, чтобы развлечься. Лучше побыть дома с семьёй, почитать молитву. Если хотите куда-то сходить, сходите в церковь, на концерт духовной музыки, на религиозные постановки. В нашем храме мы смотрим художественные фильмы, например, «Остров», «По соображениям совести» – фильмы прекрасные по своему духовному смыслу. Можно пойти волонтёром в больницу, помочь нуждающимся.

– Мы можем попытаться удалиться от суеты и развлечений, но не от семьи. Что делать, если один из супругов решил поститься и воздерживаться от супружеской жизни, а другой супруг к этому не готов?

– Никому ничего не надо навязывать. Перекрести и постись сам. Неизвестно, кто и как спасётся. Вас ведь не вместе будут судить, а поодиночке. Пост – это личный подвиг каждого. Не надо смущаться, что другие члены семьи не постятся, но и не надо возвышаться, что ты такой хороший, постишься, а они – нет. Что касается воздержания, то супругам надо сесть и договориться, оба ли согласны. Воздерживаться нужно только по обоюдному согласию, и, если вдруг что-то не получилось, – вместе каяться, ибо вместе пали. А если согласия нет, то перекреститься и жить, как муж и жена. Иначе для другого супруга это будет большое искушение, не справившись с которым, он может впасть в более страшный грех. А быть со своим супругом – это не грех.

Что касается детей, то их надо приучать потихоньку, особенно, если один родитель не постится. Не навязывать, а объяснять и учить поститься (в том числе на своём примере), молиться с ребёнком, водить его в храм, а после семи лет и на причастие. Дети 13-14 лет, которые ходят в церковь, могут сами по доброй воле поститься. Главное для родителей – смирять грехи в себе. Не хочешь, чтобы твои дети делали что-то, ты этого не делай, хочешь, чтобы они ходили в церковь, сам туда ходи. Важно быть милосердным, неравнодушным. Оглянись, кто из твоих ближних сейчас нуждается в тебе, в твоей помощи, и помоги: словом, делом, деньгами, советом.

Архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов), расстрелянный в Катыни в 1937 году

– Какие Вы можете дать советы постящимся или тем, кто не выдержал пост?

– Самое главное, не унывать, если что-то не получается, если не дотянули до поставленной планки. Бог не даёт нам сразу узнать все наши слабости, чтобы мы не разочаровались в себе и не отчаялись. Пост – это большой подвиг в маленьких шагах. Святой – это не абсолютно безгрешный, а тот, кому простили грехи. А чтобы получить прощение, надо просить его у людей и у Бога, и самому простить всех. В молитве «Отче наш» мы просим прощать нас так же, как мы сами прощаем нашим обидчикам и должникам. И если мы не искренне прощаем или не искренне раскаялись, то и нам прощения не будет, ведь Господь слышит не слова, а сердце.

Сейчас идёт Страстная Седмица, Бог страдает на кресте. И мы сострадаем ему. Он – наша надежда на избавление грехов, надежда на вечную жизнь. Важно понимать, что Пост – это духовный труд, и Пасха – это, прежде всего, духовный праздник, а никак не праздник живота, не повод вернуться к тому, от чего мы ушли за время поста.

Мы благодарим Отца Владислава за его ответы и служение.

Беседовала Ольга Улита (Gorod67.biz)

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.