Ещё
  • Главная
  • Театры
  • Смоленский областной театр кукол им. Д.Н. Светильникова

Семейная история вурдалаков: вид с тринадцатого ряда

Поделиться
Класснуть
Отправить

На сцене Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова недавно появилась инсценировка мистической новеллы А.К. Толстого «Семья вурдалака» (16+).

Режиссер-постановщик – Павел Акинин
Художник-постановщик – Ольга Сидоренко
Художник-мультипликатор – Илья Марченко
Композитор – Андрей Занога
Балетмейстер – Елена Егорова

Основное действие происходит в глухой сербской деревне, где всю ночь гремит гроза, Дунай выходит из берегов, бесчинствуют турки, слышен протяжный звериный вой, чёрный монах не желает расстаться со своим одиночеством, а голова поганого разбойника Алибека оказывается прибитой над дверью мирного дома.

Только мир ли в этом доме? Тут пускают на постой кашляющих чужаков, варят вино с грушей и мёдом, стреляют в любимых собак, не могут заснуть или проснуться и строгают осиновый кол… А мёртвые возвращаются оттуда, откуда уже никого не ждут.

Здесь издавна живёт семья, где дети хотят знать, кого из них мама любит больше, отец раздаёт подзатыльники, ушедших не называют по имени и поют детям вместо колыбельной страшную песню:

«Как филин поймал летучую мышь,
Когтями сжал её кости…»

Но именно здесь вырастает нежное чувство с тайными ночными свиданиями, муками перед неизбежной разлукой и клятвенными обещаниями, о которых никто не узнает.

«Лишь кузнечик в траве да жук на лету
могут услышать, что я скажу»

А с недавних пор в этом доме поселилось зло. Оно заглядывает в чёрные окна, настойчиво стучится в двери, плачет жалобно на крыльце, играет с детьми в прятки и растёт на глазах. Раненый в сердце пытается прибрать к рукам всех, в ком течёт его кровь, за то, что сам он пролил чужую. Но

«… будь веселей,
сама ты впустила весёлых гостей»

Для детей эти игры со смертью могут показаться слишком страшными и кровожадными, для взрослых – слишком простыми и очевидными: «Разве человек может победить смерть?». Лишь петушиный крик да солнечный свет останавливают вурдалаков, ослеплённых своей жаждой. И жажда эта больше, чем сам вурдалак, и уж, конечно, больше любого из смертных.

Никто не может противостоять зову крови, но есть в этом мире и другие сильные чувства… Любовь – это всегда свет и надежда. Ей найдётся место даже в самом мрачном повествовании. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь сестры и брата, любовь мужчины и женщины. Но всякая ли любовь окажется всепобеждающей?

P. S. Отдельное спасибо композитору за прекрасную завораживающую балладу на стихи А.К.Толстого и жизнеутверждающую тему для этого готического спектакля.

Классическое определение готической литературы дал профессор Крис Болдик: «Для получения готического эффекта повествование должно сочетать жуткое ощущение наследственности во времени с чувством клаустрофобии, порождаемой замкнутостью в пространстве, — так, чтобы эти два измерения усиливали друг друга, создавая впечатление болезненного погружения в стихию распада»

Инсценировка – Павел Акинин
Горча – Арбузов Владимир
Маркиз – Арсеньев Роман
Зденка – Мезенева Ирина
Георгий – Данилов Андрей
Мария – з.а. РФ Ковалева Татьяна
Милош – Полякова Светлана
Лука – Рейфман Екатерина


Ольга Улита (Gorod67.biz)

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.